Рефераты. Банковский менеджмент

| |в области определения эффективности работы |

| |персонала; |

| |в области мотивации персонала; |

| |в области стимулирования инновационного |

| |потенциала персонала; |

| |в области продвижения персонала |

|Банковский маркетинг|Установление существующих и потенциальных |

| |рынков банковских услуг |

| |Выбор конкретных рынков и выявление |

| |потребностей банковской клиентуры |

| |Установление долго- и краткосрочных целей |

| |для развития существующих и создания новых |

| |видов банковских услуг |

| |Внедрение новых видов услуг в практику и |

| |контроль банка за реализацией программ |

| |внедрения. |

|Создание банковских |Разработка методов изменения состояния, |

|продуктов |свойств, формы денежных средств в процессе |

| |деятельности банка для удовлетворения |

| |потребностей существующих и потенциальных |

| |клиентов банка |

| |Внедрение новых банковских технологий |

| |обслуживания клиентов |

|Формирование |Укрепление позиций на освоенных сегментах |

|клиентской базы |рынка банковских услуг (кредитных, |

|банка, обслуживание |операционных, инвестиционных, трастовых) |

|клиентов продажа |для привлеченных групп клиентов |

|услуг |(хозяйствующие субъекты, государственные |

| |учреждения, физические лица) |

| |Завоевывание новых рынков банковских услуг |

| |Повышение конкурентоспособности, расширение|

| |ресурсной базы банка, создание |

| |дополнительных доходоприносящих денежных |

| |потоков |

| |Получение прибыли |

|Экономика и финансы |Приращение капитала |

| |Управление прибылью и ликвидностью |

| |Максимизация управленческого вознаграждения|

| |Обеспечение стабильности развития банка |

| |Обоснование финансовых решений |

| |Управление издержками банка |

|Информационно-аналит|Создание информационно-аналитической |

|ическое обеспечение |системы планирования и реализации |

| |финансовых операций |

|Администрирование |Приведение организационной структуры банка,|

| |классификации и квалификации персонала в |

| |соответствие с выбранной стратегией |

| |развития банка |

Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке

Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент"

имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты

сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление

отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в

таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких

известных авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П.

Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет.[1]

В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент,

отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и

коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка

как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым

присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы,

как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов

государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской

системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с

позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких

авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель,

Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев1.

В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из

микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее

актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической

цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных

ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики

первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы. Среди

исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом

банке можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р.

Тагирбекова, В.Е. Черкасова1.

В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко,

В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская1) также представлен и

опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные

финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы

России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США

на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как

отечественная банковская система в отличие от системы США построена по

территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка

России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и

экономики.

Отсюда можно сделать вывод о том, что одна из особенностей финансового

менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это

отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в

кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы.

Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в

нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это

единственный экономический субъект, который системно управляет всеми

функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и

в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда

финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых

отношений.

Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: —

процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками

денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: —

разработка и использование систем и методик рационального планирования и

реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных

средств).

Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение

рациональных требований и методических основ построения оптимальных

организационных структур и режимов работы функционально-технологических

систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка

и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на

приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при

условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого

банка, приведены в табл. 3.

Таблица 3

| Заданные параметры |Режим деятельности |

|Максимизация прибыли |Минимально допустимая нормативная |

|банка |ликвидность |

|Максимизация |Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость|

|ликвидности банка |финансовых операций банка |

|Сбалансированность |Норма прибыли, обеспечивающая рыночный |

|прибыльности и |доход. Управление ресурсной базой банка |

|ликвидности банка |на основе ее дифференциации по срокам, |

| |объемам и стоимости соответственно |

| |возможностям активных операций банка |

Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система

управления, состоит из двух подсистем:

. управляемой, или объекта управления;

. управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в

финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства,

находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых

операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке

являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который

посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет

целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают

движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая

сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект

управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона

процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах,

операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В

процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и

целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры

трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.