за целевым использованием кредита на производственные нужды народного
хозяйства.
Некоторые критерии должны проявиться и в деятельности банков, занятых
по-прежнему поисками более прибыльного вложения ресурсов вне зависимости
связи с потребностями производства. К сожалению, они слабы по капитальной
базе, объемам выполняемых операций. Их экономические интересы не сопряжены
с интересами товаропроизводителей. Они не спешат к установлению
долговременных связей с клиентурой. Стремление заработать прибыль, как
движущий стимул коммерции, оказался тупиковым. Банки по природе призваны
удовлетворять потребности клиентов. Если их деятельность не направлена к
этому, они становятся ненужными в хозяйстве. Товаропроизводители ищут иные
источники инвестиций. А банки, теряя клиента, неизбежно слабеют, некоторые
"уходят со сцены". Судьба банков на рынке, независимо от того, работают они
в развитом рыночном хозяйстве, переходной экономике, в конечном счете
зависит от выбора клиента. И если он видит, что кредитные институты
работают на них, на получение их прибыли, то предпочтение будет отдано
банковскому сектору. К сожалению, это не стало достоянием российского
банковского сообщества. Банки по-прежнему теряют доверие хозяйственников и
населения.
Нужны ли обществу банки, озабоченные набиванием карманов, теряющие
производительные качества? Какой линии придерживаться? Мировая банковская
практика прошла несколько периодов в определении ориентиров. Нужно было бы
в этой связи идти по линии теории ликвидности. Это важно в условиях
недоверия к банкам и свертывания межбанковского кредита. Однако для этого
предстояло бы на балансе банков создать крупные резервы в виде кассовой
наличности, средств на корсчетах и других высоколиквидных активов. Такая
политика возможна, и она имела место в практике банков в 50-е годы. Однако
в современных условиях она еще больше сузила бы денежный рынок. Банки
потеряли бы от увеличения доли неработающих активов и сокращения прибыли.
Второй путь также имел место в прошлой мировой практике — форсирование
развития кредитных операций. И он также, к сожалению, вряд ли возможен у
нас. Российские банки лишь сделали первые шаги по расчистке проблемных
кредитных портфелей. Риск выдачи новых кредитов по-прежнему велик. Рынок
беден, чтобы преодолеть платежные затруднения. При всей его заманчивости
развитие банковских операций, преимущественно в форме кредита, не является
рациональным.
Есть и другой путь. Он начал применяться в России накануне обвала и был
направлен на обеспечение устойчивости банков посредством наращивания
капитальной базы и создания резервов по возможным потерям по ссудам и
убыткам по операциям с ценными бумагами. Увеличение капитальной базы банков
было и остается существенной проблемой их развития. События 1998 г.
отбросили банки на несколько лет назад, еще более обострив проблему.
Новые инвестиции в банковский сектор неизбежны. Положительным фактором
является формирование резервов по компенсации возможных потерь от некоторых
банковских операций. Однако быстро пополнить основательные резервы при
ограниченности операций банков не представляется возможным. Хотя к этому
надо стремиться. С другой стороны, создание резервов ведет к сокращению
активно работающих ресурсов, сокращению определенной части банковских
операций. Поэтому как самоцель, как односторонняя задача в условиях крайней
ограниченности источников увеличения капитала и без того незначительных
банковских операций, стонов банков по поводу чрезмерных норм
резервирования, данное направление также вряд ли будет справедливо.
Ориентиром для банков могут стать активная деятельность,
предусматривающая синхронизацию активов и пассивов по срокам, расширение
круга операций, освоение новых банковских продуктов, создание полноценного
денежного рынка в целом. Для банков это означало бы необходимость
развернуть деятельность лицом к клиенту, устанавливая с ним партнерские
отношения, работая ради его прибыли. Необходимо радикально изменить
политику, в т.ч. по отношению к клиентам, физическим лицам, их более емкое
расчетное, депозитное, трастовое обслуживание, развитие кредитования
населения в форме потребительского, ипотечного кредита, широко
практикуемого в западных странах. Например, во Франции половина взрослого
населения пользуется банковскими кредитами, 70% автомобилей приобретая в
кредит. Можно сформу-лировать правило, которое может повысить доверие
граждан к банкам. Банки думают, что к ним клиент пойдет, а нужно напротив:
давать деньги населению, и оно само понесет накопления в банк.
В заключение о проблеме оценки банковского сектора со стороны
государства. С позиции оценки роли банков в экономике важно определить с
помощью экономических индикаторов эффективность его деятельности. Хотят ли
этого денежно-кредитные институты, Центральный банк, российское сообщество
банков? Банки — не очень этого хотят. И в этом одна из причин того, почему
не существует такой системы показателей, по которым можно полно судить о
том, насколько эффективно сработали банки в соответствующий период времени.
Исходя из специфического назначения банка, наряду с монетарными
показателями деятельности, необходимо обращать внимание на скорость
совершения расчетов в народном хозяйстве. Совершенно забыто о доле прибыли
банков в ВВП, кредитах как источниках формирования оборотного капитала и
т.д. Речь идет о восстановлении банковской статистики, которая могла бы
ответить на многие вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в
рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа
банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и
основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период
огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации
управления их деятельностью. Банковская система также претерпела
соответствующие изменения.
В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х
годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит
акционирование государственных банков Как грибы после дождя начинают
появляться новые коммерческие банки.
За период 1990–1994 годов число коммерческих банков на территории
России возросло более чем в 18 раз. Однако «черный вторник» и межбанковский
кризис многие банки, в основном мелкие, привели к банкротству. В последнее
время темпы роста числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя
возможности экстенсивного расширения банковской сферы еще не полностью
исчерпаны, видимо, значимость этой составляющей ее развития будет в
дальнейшем относительно уменьшаться.
Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно
осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения
надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения
банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение
банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со
средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Прогнозы
роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической
политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых
долгосрочных процессов.
Вопрос о роли банков в развитии экономики неоднозначен. Для российской
банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет особое
значение. Идя от распределительной к рыночной модели, так и не поняли, в
чем состоит предназначение банка в экономике? Центральный банк
сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе, банки заняты лишь
собственными проблемами. Интересы экономики — не их дело, главное — как
можно больше заработать для себя. Все рассуждения воспринимались как идея,
далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали
"карманными" не только в экономическом, но и политическом отношениях. В
России банки перестали выполнять свое предназначение. Мнение о банках, как
о "флагманах российской экономики", их ключевом положении оказалось
иллюзией. Неслучайно наметившийся подъем в некоторых отраслях
промышленности произошел без участия банковского капитала. Зато банковские
комиссии повысились при том же банковском сервисе, еще раз доказав, как
скоро банки перекладывают проблемы на плечи клиента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Банковское дело», Москва, Экономика, 1999 г
2. «Банковское дело», Москва, Банковский и биржевой научно-консультационный
центр, 1993 г
3. «Банковский портфель — 1», Москва, Соминтэкс, 1998 г
4. Аналитический обзор «Итоги деятельности Сберегательного банка Российской
Федерации в 1999 году«
5. Банковский бюллетень, Москва, Агентство банковской информации
еженедельника «Экономика и жизнь», №2, 2000 г
6. Коммерсант, Москва, Аналитический еженедельник Издательского дома «Ь»,
№1, 2000 r
7. «Бизнес и банки», Москва, Банковская газета, №2, 2000 г
8. «Бизнес и банки», Москва, Банковская газета, №12, 1998 г
9. «Деньги и кредит», Москва, издательство «Финансы и статистика», NI, 1998
г
10. «Банковский журнал», Москва, №10, 1999 г
11. «Вестник банка России», Москва, №3, 1999 г
12. Большой экономический словарь, Москва, Фонд «Правовая культура», 1994 г
13. Журнал «Профиль«, № 9, 1999 г
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8