1997г. составило 3,7 млн. по операциям в национальной валюте и 96,6 тыс. по
операциям в иностранной валюте.
Сбербанк целенаправленно проводит работу по повышению качества
предоставляемых банкам-корреспондентам расчетных услуг путем
совершенствования технического и программного обеспечения Расчетного центра
в сочетании с индивидуальным подходом к банкам-корреспондентам.
РАСЧЕТЫ В СКВ
В настоящее время Сбербанк России упрочил свои позиции в части
обслуживания внешнеторговых операций клиентов. Сумма экспортно-импортных
поступлений составила 2,4 млрд.$США. На долю учреждений Сбербанка пришлось
1,6 % внешнеторгового оборота страны. Для проведения расчетов используется
система S.W.I.F.T., через которую осуществляется более 2000 платежей в
день.
Благодаря наличию прямых корреспондентских отношений с более чем 70
банками стран ближнего зарубежья Сбербанк осуществляет расчеты с
Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Молдовой, и другими государствами.
Переводные операции в банки-корреспонденты осуществляются в течение 1-2
банковских дней.
4. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
В современных условиях развития и совершенствования средств электронно-
вычислительной техники, внедрения их в различные сферы производственно-
хозяйственной и экономической деятельности, осуществление банком своих
функций невозможно без использования автоматизированных средств основных
расчетов.
Кроме того, необходимо учесть, что базовая технология была ручная. Она
имела множество недостатков:
- низкая производительность труда из за большого числа вычислений
- большая трудоемкость
- необходимость привлечения большого числа сотрудников для решения
всего комплекса задач
- низкая оперативность
- несовершенство организации сбора и регистрации информации
- недостоверность получаемых результатов Кроме этого, постоянно
нарастающие потоки информации и постоянное усложнение технологии расчетов и
необходимость проведения по ним динамического анализа в ближайшей
перспективе сделали бы ручной вариант просто нереальным.
С внедрением автоматизированной технологии расчетов, сбора и
регистрации большинство из перечисленных недостатков были устранены и
появились новые возможности в проведении анализа. Основные преимущества,
достигнутые после внедрения машинного варианта:
- появилась возможность проведения более сложных расчетов в
динамике
- появилась возможность проведения трехдневного и других форм
анализа
- практически полная независимость от объемов и сложности расчета
- разделение труда и разделение функций по рабочим местам и
сотрудникам
- более оперативная обработка данных
- выдача результатов в удобной форме на принтер и экран
- прочие
ГЛАВА 4 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в
рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа
банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и
основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период
огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации
управления их деятельностью. Банковская система также претерпела
соответствующие изменения.
В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х
годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит
акционирование государственных банков Как грибы после дождя начинают
появляться новые коммерческие банки
За период 1990-1994 годов число коммерческих банков на территории
России возросло более чем в 18 раз. Однако "черный вторник" и межбанковский
кризис многие банки, в основном мелкие, привели к банкротству. В последнее
время темпы роста числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя
возможности экстенсивного расширения банковской сферы еще не полностью
исчерпаны, видимо, значимость этой составляющей ее развития будет в
дальнейшем относительно уменьшаться. Это связано и с тем, что более
жесткими становятся условия расширения банковской системы: увеличиваются
минимальные размеры уставного фонда, денежно-кредитный рынок насыщается
традиционными банковскими услугами, возрастает конкуренция в банковской
сфере, ограничителем для создания новых банков выступает и нехватка
высококвалифицированных специалистов. Главным же в дальнейшем развитии
банковской системы все больше будет становиться ее качественное
совершенствование.
1. РЕШЕНИЕ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ — ПУТЬ К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ БАНКОВ
Развитие банка должно опираться на решение и других чрезвычайно важных
проблем. Фундаментальными, являются такие из них, как:
1) взаимоотношения между банками и государственной властью:
2) антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере;
3) банк и собственность;
4) взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком;
5) направления банковской политики;
6) кадровый потенциал банков;
7) научные основы банковской деятельности.
Что может и что должно сделать государство для развития банковской
деятельности, каковы должны быть обязательства банков по отношению к
государству? Согласно закону о банках они "не отвечают по обязательствам
государства, государство не отвечает по обязательствам банков, кроме
случаев, предусмотренных законами РСФСР". Это, однако, не означает, что
государство и банки разделены "китайской стеной". Напротив, они тесно
взаимодействуют.
Прежде всего во всяком государстве создаются правовые основы банковской
деятельности, задача государства состоит при этом в том, чтобы законы
"работали". В жизни, однако, эти законы не всегда реализуются полностью.
Коммерческие банки в нарушение закона зависимы от органов власти в части
принятия ими решений, связанных с проведением банковских операций.
Законодательная и правоохранительная функции государства должны соблюдаться
в полной мере, иначе зачем обществу нужны законы, которые не реализуются на
практике. Собственно, нормально банки могут развиваться только тогда, когда
в стране создано прочное денежное обращение и функционирует стабильная
политическая государственная власть, юридически и экономически не
ущемляющая интересы хозяйства и банков.
Коммерческие банки нуждаются не в сдерживании, а в развитии их деловой
активности. Со стороны государственных структур, со стороны центральных
банков им необходима значительная поддержка, не только административная, но
и главным образом экономическая. Как известно, в настоящее время
коммерческие банки обслуживают клиентуру, доставшуюся им по "наследству".
Наряду с предприятиями, прочными в финансовом отношении, существуют, как
известно, слабые хозяйства, с низким уровнем кредитоспособности. Кредитные
отношения с такого рода хозяйственными организациями ненадежны, сопряжены с
повышенным риском. Словом, с позиции банка как предприятия - это
малопривлекательная клиентура. С позиции народного хозяйства, однако, ряд
структур является жизненно необходимым, без их функционирования общество не
может нормально существовать, поэтому нуждается в банковской поддержке. Где
же выход из этого противоречия? Выход, бесспорно, есть, и традиционно такая
дилемма разрешается не за счет коммерческого банка, его принуждения
кредитовать клиента или выполнять те или иные операции, как говорят, "себе
в убыток", а при поддержке государства. Государство, заинтересованное к
примеру, в развитии производства продуктов питания, легкой промышленности,
сельского хозяйства, берет на себя дополнительное, в их взаимодействии с
банками, материальные гарантии. Их может быть несколько. Прежде всего есть
категория дешевых кредитов. Организационно в таких случаях коммерческий
банк кредитует предприятия по сниженной процентной ставке, а государство
(бюджет) компенсирует ему разницу, между тем, низким уровнем процента,
который могут платить предприятия, и ссудным процентом, который
складывается на рынке Возможен и другой вариант, когда бюджет передает
коммерческому банку определенные ресурсы, предназначенные для специальных
инвестиционных кредитов. В первом случае государство компенсирует банку
плату за кредит, во втором дает деньги. В каждом из этих случаев речь идет
о специально утверждаемой государством программе (национальной или
региональной), которая финансируется банками, получающими соответствующую
правительственную поддержку. Никто не остается в накладе: народное
хозяйство получает дополнительный импульс для развития жизненно необходимых
отраслей, коммерческие банки не только не теряют своего коммерческого
интереса, но и, напротив, получив дополнительные гарантии государства, с
большей охотой взаимодействуют с подобными клиентами
В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции)
банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в
кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам
развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования
большей части расходов государственного бюджета и его колоссального
дефицита, а посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств
государства, а также на основе кредита, его срочности и платности,
изыскивая, как уже отмечалось, источники для компенсации снижения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9