Рефераты. Банковская система России

1997г. составило 3,7 млн. по операциям в национальной валюте и 96,6 тыс. по

операциям в иностранной валюте.

Сбербанк целенаправленно проводит работу по повышению качества

предоставляемых банкам-корреспондентам расчетных услуг путем

совершенствования технического и программного обеспечения Расчетного центра

в сочетании с индивидуальным подходом к банкам-корреспондентам.

РАСЧЕТЫ В СКВ

В настоящее время Сбербанк России упрочил свои позиции в части

обслуживания внешнеторговых операций клиентов. Сумма экспортно-импортных

поступлений составила 2,4 млрд.$США. На долю учреждений Сбербанка пришлось

1,6 % внешнеторгового оборота страны. Для проведения расчетов используется

система S.W.I.F.T., через которую осуществляется более 2000 платежей в

день.

Благодаря наличию прямых корреспондентских отношений с более чем 70

банками стран ближнего зарубежья Сбербанк осуществляет расчеты с

Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Молдовой, и другими государствами.

Переводные операции в банки-корреспонденты осуществляются в течение 1-2

банковских дней.

4. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

В современных условиях развития и совершенствования средств электронно-

вычислительной техники, внедрения их в различные сферы производственно-

хозяйственной и экономической деятельности, осуществление банком своих

функций невозможно без использования автоматизированных средств основных

расчетов.

Кроме того, необходимо учесть, что базовая технология была ручная. Она

имела множество недостатков:

- низкая производительность труда из за большого числа вычислений

- большая трудоемкость

- необходимость привлечения большого числа сотрудников для решения

всего комплекса задач

- низкая оперативность

- несовершенство организации сбора и регистрации информации

- недостоверность получаемых результатов Кроме этого, постоянно

нарастающие потоки информации и постоянное усложнение технологии расчетов и

необходимость проведения по ним динамического анализа в ближайшей

перспективе сделали бы ручной вариант просто нереальным.

С внедрением автоматизированной технологии расчетов, сбора и

регистрации большинство из перечисленных недостатков были устранены и

появились новые возможности в проведении анализа. Основные преимущества,

достигнутые после внедрения машинного варианта:

- появилась возможность проведения более сложных расчетов в

динамике

- появилась возможность проведения трехдневного и других форм

анализа

- практически полная независимость от объемов и сложности расчета

- разделение труда и разделение функций по рабочим местам и

сотрудникам

- более оперативная обработка данных

- выдача результатов в удобной форме на принтер и экран

- прочие

ГЛАВА 4 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в

рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа

банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и

основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период

огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации

управления их деятельностью. Банковская система также претерпела

соответствующие изменения.

В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х

годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит

акционирование государственных банков Как грибы после дождя начинают

появляться новые коммерческие банки

За период 1990-1994 годов число коммерческих банков на территории

России возросло более чем в 18 раз. Однако "черный вторник" и межбанковский

кризис многие банки, в основном мелкие, привели к банкротству. В последнее

время темпы роста числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя

возможности экстенсивного расширения банковской сферы еще не полностью

исчерпаны, видимо, значимость этой составляющей ее развития будет в

дальнейшем относительно уменьшаться. Это связано и с тем, что более

жесткими становятся условия расширения банковской системы: увеличиваются

минимальные размеры уставного фонда, денежно-кредитный рынок насыщается

традиционными банковскими услугами, возрастает конкуренция в банковской

сфере, ограничителем для создания новых банков выступает и нехватка

высококвалифицированных специалистов. Главным же в дальнейшем развитии

банковской системы все больше будет становиться ее качественное

совершенствование.

1. РЕШЕНИЕ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ — ПУТЬ К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ БАНКОВ

Развитие банка должно опираться на решение и других чрезвычайно важных

проблем. Фундаментальными, являются такие из них, как:

1) взаимоотношения между банками и государственной властью:

2) антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере;

3) банк и собственность;

4) взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком;

5) направления банковской политики;

6) кадровый потенциал банков;

7) научные основы банковской деятельности.

Что может и что должно сделать государство для развития банковской

деятельности, каковы должны быть обязательства банков по отношению к

государству? Согласно закону о банках они "не отвечают по обязательствам

государства, государство не отвечает по обязательствам банков, кроме

случаев, предусмотренных законами РСФСР". Это, однако, не означает, что

государство и банки разделены "китайской стеной". Напротив, они тесно

взаимодействуют.

Прежде всего во всяком государстве создаются правовые основы банковской

деятельности, задача государства состоит при этом в том, чтобы законы

"работали". В жизни, однако, эти законы не всегда реализуются полностью.

Коммерческие банки в нарушение закона зависимы от органов власти в части

принятия ими решений, связанных с проведением банковских операций.

Законодательная и правоохранительная функции государства должны соблюдаться

в полной мере, иначе зачем обществу нужны законы, которые не реализуются на

практике. Собственно, нормально банки могут развиваться только тогда, когда

в стране создано прочное денежное обращение и функционирует стабильная

политическая государственная власть, юридически и экономически не

ущемляющая интересы хозяйства и банков.

Коммерческие банки нуждаются не в сдерживании, а в развитии их деловой

активности. Со стороны государственных структур, со стороны центральных

банков им необходима значительная поддержка, не только административная, но

и главным образом экономическая. Как известно, в настоящее время

коммерческие банки обслуживают клиентуру, доставшуюся им по "наследству".

Наряду с предприятиями, прочными в финансовом отношении, существуют, как

известно, слабые хозяйства, с низким уровнем кредитоспособности. Кредитные

отношения с такого рода хозяйственными организациями ненадежны, сопряжены с

повышенным риском. Словом, с позиции банка как предприятия - это

малопривлекательная клиентура. С позиции народного хозяйства, однако, ряд

структур является жизненно необходимым, без их функционирования общество не

может нормально существовать, поэтому нуждается в банковской поддержке. Где

же выход из этого противоречия? Выход, бесспорно, есть, и традиционно такая

дилемма разрешается не за счет коммерческого банка, его принуждения

кредитовать клиента или выполнять те или иные операции, как говорят, "себе

в убыток", а при поддержке государства. Государство, заинтересованное к

примеру, в развитии производства продуктов питания, легкой промышленности,

сельского хозяйства, берет на себя дополнительное, в их взаимодействии с

банками, материальные гарантии. Их может быть несколько. Прежде всего есть

категория дешевых кредитов. Организационно в таких случаях коммерческий

банк кредитует предприятия по сниженной процентной ставке, а государство

(бюджет) компенсирует ему разницу, между тем, низким уровнем процента,

который могут платить предприятия, и ссудным процентом, который

складывается на рынке Возможен и другой вариант, когда бюджет передает

коммерческому банку определенные ресурсы, предназначенные для специальных

инвестиционных кредитов. В первом случае государство компенсирует банку

плату за кредит, во втором дает деньги. В каждом из этих случаев речь идет

о специально утверждаемой государством программе (национальной или

региональной), которая финансируется банками, получающими соответствующую

правительственную поддержку. Никто не остается в накладе: народное

хозяйство получает дополнительный импульс для развития жизненно необходимых

отраслей, коммерческие банки не только не теряют своего коммерческого

интереса, но и, напротив, получив дополнительные гарантии государства, с

большей охотой взаимодействуют с подобными клиентами

В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции)

банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в

кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам

развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования

большей части расходов государственного бюджета и его колоссального

дефицита, а посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств

государства, а также на основе кредита, его срочности и платности,

изыскивая, как уже отмечалось, источники для компенсации снижения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.