органы вообще утратили возможность получения подобной информации. Другие
органы, обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических
лиц, при принятии Декрета также его лишились. Такой же жесткий подход в
защите банковской тайны физических лиц сохранен в ст.122 БК.
Проблема проведения четких границ между интересами общества (борьба с
"отмыванием денег") и интересами юридических и физических лиц (банковская
тайна) является общемировой проблемой. Закон "О предотвращении легализации
доходов, добытых незаконным путем" от
19.07.2000г. существенно сузил сферу действия норм о банковской тайне.
Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования
получили возможность получать информацию по счетам и вкладам граждан по
любым, находящимся в их производстве делам (до принятия Закона только по
уголовным делам, по которым грозит конфискация имущества). А суды, органы
прокуратуры, органы финрасследований и другие уполномоченные органы и
вообще без производства по делу.
Во-вторых, данным Законом банки обязали самостоятельно предоставлять
специальные формуляры, содержащие информацию о многих операциях (о
большинстве их) по счетам юридических и физических лиц. Причем не только
подозрительных, но и тех, которые субъекты хозяйствования проводят в
процессе их нормальной хозяйственной деятельности (например, международный
перевод денежных средств субъектом права, за исключением физического лица,
не являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести месяцев с
момента его государственной регистрации и т.п.).
В-третьих, Законом утвержден перечень государственных органов,
осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, которые
ранее не были наделены правом получения информации. С принятием Закона
специальные формуляры от банков по подозрительным операциям должны
направляться только в налоговые органы и Комитет госконтроля. Однако иные,
указанные в ст.8 Закона "органы, осуществляющие контроль за порядком
проведения финансовых операций" получают право проводить документальные и
иные проверки (ревизии, инвентаризации) с целью установления правильности
проведения и регистрации операций, а также полноты и достоверности
представляемой информации. Следовательно, данные госорганы приобрели
возможность получать сведения в пределах своей компетенции.
После принятия БК право этих органов на проведение проверок для получения
информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от
10.01.2000г. "О нормативных правовых актах" кодексы имеют большую
юридическую силу по отношению к другим законам.
По валютным счетам и вкладам физических лиц ситуация еще проще. Нормы
Декрета N 4 устанавливают режим банковской тайны, идентичный Банковскому
кодексу. При противоречиях с Декретом в силу Конституции он будет иметь
более высокую юридическую силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в
Законе о легализации, но не содержащиеся в БК органы, не могут проводить
подобные проверки. Противники данной точки зрения могут возразить, что
информацию данные органы будут черпать не из запросов, а путем получения от
банков специальных формуляров и проведения проверок. Но, на наш взгляд,
изложенная выше позиция вполне обоснованна, так как не имеет значения
способ получения информации (путем запроса, направления специального
формуляра или проведения проверки) -- главное, допустимость БК и Декретом N
4 получения информации тем или иным органом в определенном случае. Впрочем,
данное мнение может не совпадать с позицией государственных органов. Хотя
толкование сложившейся спорной ситуации в пользу нового Закона может лишить
банки многих вкладчиков.
Таким образом, привлечение денежных средств, инвестиций в банковскую
систему, а тем самым и в экономику не только из-за границы, но и из
внутренних источников вряд ли возможно без жестких гарантий соблюдения
банковской тайны. Этого не стоит забывать, принимая меры, стимулирующие
инвестиции лишь налоговыми льготами или иными гарантиями.[3]
Ежегодно в банковской среде выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего
преступники используют схему так называемых ''инструментов первокласных
банков'', находят свои жертвы из числа инвесторов или тех, кто нуждаеться в
кредитах. Проводяться мошеннеческие операции с ценными бумагами путем
изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют
также необеспеченные вексели. Основные методы противодействия финансовому
мошенничеству: своевременное предание гласности установленных случаев
мошенничества, оповещение руководителей и специалистов банков о наиболее
опасных схемах мошенничества и главное, качественная работа службы
безопасности банка.
Ведение кредитно-денежного бизнеса невозможно без надежной защиты
банковской информации. По экспертным данным, потери от противоправных
действий лиц, занимающихся хищением информации, составляют в среднем 30%
всего ущерба, который наноситься банкам. Многие преступления начинаються с
утечки информации. Даже личная безопасность банкиров тесно связана с со
степенью надежности защиты банковской информации.Поэтому каждой кредитной
организации необходимо иметь и периодически обновлять Рабочую программу
обеспечения технической, экономической и информационной безопасности.
Внедрение в банковскую практику достижений высоких тежнологий дало толчок
к развитию нового вида преступных действий: ''взлом'' и проникновение в
компьютерные и телекоммуникационные сети банков. Особая опатность таких
преступлений:
o Высокая степень латентности (выявляеться 1 из 10)
o Крупный ущерб
o Носят организованный характер
o Нередко совершаються с участием персонала банка.
По прогнозам, в начале XXI в. хакеры смогут проникать в каждый
четвертый банк, если не принимать адекватной защиты информации.
В связи с этим рекомендуется:
V Регулярно проводить оценку всей имеющейся информации и выделять
из нее конфиденциальную в целях дополнительной ее защиты
V Распределять функции между сотрудниками так, чтобы ни одна
операция не могла быть выполнена одним человеком целиком.
V Обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных
помещениях, особенно в местах ограниченного доступа
V Иметь нормативно-правовые документы по вопросам защиты информации
V Создать базу данных, в которой фиксировались бы все попытки
несанкционираванного доступа к конфиденциальной информации.[4]
7 Операции проводимые банками Республики Беларусь
1. ОПЕРАЦИИ БАНКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ В ДЕПОЗИТЫ.
1. Пассивные операции банков.
Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих
клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делят на три группы:
1. пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют
свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним
относятся: привлечение на расчетные и текущие счета юридических и
физических лиц, открытие срочных счетов граждан, предприятий, организаций,
выпуск ценных бумаг, займы, полученные из других банков и т.д.
2. активные операции - операции, посредством которых банки размещают
имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и
долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и
научной деятельности предприятий и организаций, предоставление
потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг,
факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие
средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы,
предоставляемые другим банкам.
3. активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические
операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату -
комиссию. Различают комиссионно-расчетные операции, связанные с
осуществлением внутренних и международных расчетов, а также торгово-
комиссионные или продажа банкам по поручению клиентов ценных бумаг,
инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и
облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и т.д.
Для коммерческих банков вклады - главный вид пассивов, а, следовательно,
и важный ресурс для проведения активных кредитных операций. За счет заемных
средств, например, формируется почти 93 общей суммы активов коммерческих
банков США. От характера, депозитов зависят виды ссудных операций, а
соответственно, и размеры доходов банков.
Традиционные банковские услуги населению.
Сбережения населения составляют отдельную группу ресурсов банков. Общая
основа оседания денег у населения как сбережений заключается в том что,
распоряжаясь своими доходами, граждане соответственно потребностям могут
отсрочить расходование денег на какой-либо промежуток времени.
Принадлежащая населению масса стоимости, пока она не превратилась из
денежной Формы в предметы личного потребления остается временно в
распоряжении банка. Возврат этих средств, предоставляемых населением в
качестве кредита государству или банку, происходит, по мере того как
граждане используют свои денежные средства на покупку товаров и оплату
услуг. Параллельно с использованием денежных сбережений одними гражданами
образуются новые сбережения другими. Поэтому общая сумма денежных средств
населения, которой могут распоряжаться банки в качестве кредитного ресурса,
не только не уменьшаются, но и как правило, систематически возрастает.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11