Рефераты. Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития

органы вообще утратили возможность получения подобной информации. Другие

органы, обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических

лиц, при принятии Декрета также его лишились. Такой же жесткий подход в

защите банковской тайны физических лиц сохранен в ст.122 БК.

Проблема проведения четких границ между интересами общества (борьба с

"отмыванием денег") и интересами юридических и физических лиц (банковская

тайна) является общемировой проблемой. Закон "О предотвращении легализации

доходов, добытых незаконным путем" от

19.07.2000г. существенно сузил сферу действия норм о банковской тайне.

Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования

получили возможность получать информацию по счетам и вкладам граждан по

любым, находящимся в их производстве делам (до принятия Закона только по

уголовным делам, по которым грозит конфискация имущества). А суды, органы

прокуратуры, органы финрасследований и другие уполномоченные органы и

вообще без производства по делу.

Во-вторых, данным Законом банки обязали самостоятельно предоставлять

специальные формуляры, содержащие информацию о многих операциях (о

большинстве их) по счетам юридических и физических лиц. Причем не только

подозрительных, но и тех, которые субъекты хозяйствования проводят в

процессе их нормальной хозяйственной деятельности (например, международный

перевод денежных средств субъектом права, за исключением физического лица,

не являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести месяцев с

момента его государственной регистрации и т.п.).

В-третьих, Законом утвержден перечень государственных органов,

осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, которые

ранее не были наделены правом получения информации. С принятием Закона

специальные формуляры от банков по подозрительным операциям должны

направляться только в налоговые органы и Комитет госконтроля. Однако иные,

указанные в ст.8 Закона "органы, осуществляющие контроль за порядком

проведения финансовых операций" получают право проводить документальные и

иные проверки (ревизии, инвентаризации) с целью установления правильности

проведения и регистрации операций, а также полноты и достоверности

представляемой информации. Следовательно, данные госорганы приобрели

возможность получать сведения в пределах своей компетенции.

После принятия БК право этих органов на проведение проверок для получения

информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от

10.01.2000г. "О нормативных правовых актах" кодексы имеют большую

юридическую силу по отношению к другим законам.

По валютным счетам и вкладам физических лиц ситуация еще проще. Нормы

Декрета N 4 устанавливают режим банковской тайны, идентичный Банковскому

кодексу. При противоречиях с Декретом в силу Конституции он будет иметь

более высокую юридическую силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в

Законе о легализации, но не содержащиеся в БК органы, не могут проводить

подобные проверки. Противники данной точки зрения могут возразить, что

информацию данные органы будут черпать не из запросов, а путем получения от

банков специальных формуляров и проведения проверок. Но, на наш взгляд,

изложенная выше позиция вполне обоснованна, так как не имеет значения

способ получения информации (путем запроса, направления специального

формуляра или проведения проверки) -- главное, допустимость БК и Декретом N

4 получения информации тем или иным органом в определенном случае. Впрочем,

данное мнение может не совпадать с позицией государственных органов. Хотя

толкование сложившейся спорной ситуации в пользу нового Закона может лишить

банки многих вкладчиков.

Таким образом, привлечение денежных средств, инвестиций в банковскую

систему, а тем самым и в экономику не только из-за границы, но и из

внутренних источников вряд ли возможно без жестких гарантий соблюдения

банковской тайны. Этого не стоит забывать, принимая меры, стимулирующие

инвестиции лишь налоговыми льготами или иными гарантиями.[3]

Ежегодно в банковской среде выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего

преступники используют схему так называемых ''инструментов первокласных

банков'', находят свои жертвы из числа инвесторов или тех, кто нуждаеться в

кредитах. Проводяться мошеннеческие операции с ценными бумагами путем

изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют

также необеспеченные вексели. Основные методы противодействия финансовому

мошенничеству: своевременное предание гласности установленных случаев

мошенничества, оповещение руководителей и специалистов банков о наиболее

опасных схемах мошенничества и главное, качественная работа службы

безопасности банка.

Ведение кредитно-денежного бизнеса невозможно без надежной защиты

банковской информации. По экспертным данным, потери от противоправных

действий лиц, занимающихся хищением информации, составляют в среднем 30%

всего ущерба, который наноситься банкам. Многие преступления начинаються с

утечки информации. Даже личная безопасность банкиров тесно связана с со

степенью надежности защиты банковской информации.Поэтому каждой кредитной

организации необходимо иметь и периодически обновлять Рабочую программу

обеспечения технической, экономической и информационной безопасности.

Внедрение в банковскую практику достижений высоких тежнологий дало толчок

к развитию нового вида преступных действий: ''взлом'' и проникновение в

компьютерные и телекоммуникационные сети банков. Особая опатность таких

преступлений:

o Высокая степень латентности (выявляеться 1 из 10)

o Крупный ущерб

o Носят организованный характер

o Нередко совершаються с участием персонала банка.

По прогнозам, в начале XXI в. хакеры смогут проникать в каждый

четвертый банк, если не принимать адекватной защиты информации.

В связи с этим рекомендуется:

V Регулярно проводить оценку всей имеющейся информации и выделять

из нее конфиденциальную в целях дополнительной ее защиты

V Распределять функции между сотрудниками так, чтобы ни одна

операция не могла быть выполнена одним человеком целиком.

V Обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных

помещениях, особенно в местах ограниченного доступа

V Иметь нормативно-правовые документы по вопросам защиты информации

V Создать базу данных, в которой фиксировались бы все попытки

несанкционираванного доступа к конфиденциальной информации.[4]

7 Операции проводимые банками Республики Беларусь

1. ОПЕРАЦИИ БАНКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ В ДЕПОЗИТЫ.

1. Пассивные операции банков.

Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих

клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делят на три группы:

1. пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют

свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним

относятся: привлечение на расчетные и текущие счета юридических и

физических лиц, открытие срочных счетов граждан, предприятий, организаций,

выпуск ценных бумаг, займы, полученные из других банков и т.д.

2. активные операции - операции, посредством которых банки размещают

имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и

долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и

научной деятельности предприятий и организаций, предоставление

потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг,

факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие

средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы,

предоставляемые другим банкам.

3. активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические

операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату -

комиссию. Различают комиссионно-расчетные операции, связанные с

осуществлением внутренних и международных расчетов, а также торгово-

комиссионные или продажа банкам по поручению клиентов ценных бумаг,

инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и

облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и т.д.

Для коммерческих банков вклады - главный вид пассивов, а, следовательно,

и важный ресурс для проведения активных кредитных операций. За счет заемных

средств, например, формируется почти 93 общей суммы активов коммерческих

банков США. От характера, депозитов зависят виды ссудных операций, а

соответственно, и размеры доходов банков.

Традиционные банковские услуги населению.

Сбережения населения составляют отдельную группу ресурсов банков. Общая

основа оседания денег у населения как сбережений заключается в том что,

распоряжаясь своими доходами, граждане соответственно потребностям могут

отсрочить расходование денег на какой-либо промежуток времени.

Принадлежащая населению масса стоимости, пока она не превратилась из

денежной Формы в предметы личного потребления остается временно в

распоряжении банка. Возврат этих средств, предоставляемых населением в

качестве кредита государству или банку, происходит, по мере того как

граждане используют свои денежные средства на покупку товаров и оплату

услуг. Параллельно с использованием денежных сбережений одними гражданами

образуются новые сбережения другими. Поэтому общая сумма денежных средств

населения, которой могут распоряжаться банки в качестве кредитного ресурса,

не только не уменьшаются, но и как правило, систематически возрастает.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.