Рефераты. Автоматизация оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка с помощью анализа делового риска

связи с которыми он состоял.

Наконец, значительные сложности порождаются инфляцией, искажающей

показатели, характеризующие возможности погашения ссудной задолженности

(это относится, например, к показателям оборачиваемости капитала и

отдельных его частей – активов, основного капитала, запасов), и

неодинаковой динамикой объема оборота (из-за опережающего роста цен на

реализуемую продукцию) и оценкой остатков (основных средств, запасов).

Итак, получить единую, синтетическую оценку кредитоспособности

заемщика с обобщением цифровых и нецифровых данных нельзя. Для обоснованной

оценки кредитоспособности помимо информации в цифровых величинах нужна

экспертная оценка квалифицированных аналитиков.

В то же время сложность оценки кредитоспособности обусловливает

применение разнообразных подходов к такой задаче – в зависимости как от

особенностей заемщиков, так и от намерений конкретного банка-кредитора. При

этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не

исключают, а дополняют друг друга. Это значит, что применять их следует в

комплексе.

Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и

многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды

в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает

изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут

повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности

заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном

объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов

взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных

обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.

Все это обуславливает необходимость оценки банком не только

платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его

финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой

устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям

позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать

прибыль.

По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает

в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика

на предварительной стадии переговоров.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить

заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде:

- цель

- размер кредита

- на какой срок

- предполагаемое обеспечение.

К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты,

служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины

обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их

тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как

представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает

вывод о перспективности сделки.

В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных

документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие

документы:

- Нотариально заверенные копии учредительных документов компании

заемщика.

- Финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за

последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает

структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и

убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и

расходах компании, чистой прибыли, ее распределения (отчисления в резервы,

выплата дивидендов и т.д.)

- Отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении

балансов компаний за два отчетных периода и позволяет определить изменения

различных статей и движение фондов. Отчет дает полную картину использования

ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых

поступлений.

- Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально

финансовое положение заемщика, изменение ее потребности в ресурсах в

течении года, поквартально или помесячно

- Данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует

много времени. Однако банку - кредитору могут потребоваться данные

оперативного учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для

руководства компании - заемщика. Эти документы касаются текущих операций и

продаж, величины запасов и т.д.

- Прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж,

расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности,

оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности,

капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает

прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий

период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование

денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

- Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной

информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие

документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет

обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

- Бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием

начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой

документации. В этом случае компания - заемщик предоставляет в банк

подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта

и методах его осуществления. В частности, документ должен включать:

- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке

(включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.

- отраслевой и рыночный прогноз (описание рынков, других компаний,

которые предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны

конкурентов);

- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению

продукта на рынке и т.д.);

- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей

силе, оборудовании и т.д.)

- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);

- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс

на пять будущих лет).

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который

после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком -

владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют

кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но

и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить

профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их

оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы

кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании

- заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах,

представляющих интерес для банка - кредитора.

Практика ведущих банков показывает, что ознакомительная беседа с

потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в

определенной последовательности (см. табл. 1)

Таблица 1

Вопросы кредитного работника к

потенциальному заемщику

|1. Сведения о клиенте и его компании: |

|- какая правовая форма у компании |

|- когда она была учреждена |

|- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве |

|обеспечения |

|- подвержено ли это имущество порче |

|- каковы издержки по его хранению |

|- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций|

|(паев) он имеет |

|- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |

|- каков опыт и квалификация менеджеров |

|- прибыльна ли компания |

|- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний |

|- на каких условиях продается товар (услуга)? |

|2. Вопросы об испрашиваемом кредите |

|- на какую сумму клиент хотел бы получить кредит |

|- как им определена эта сумма |

|- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |

|- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок |

|службы активов, финансируемых с помощью кредита |

|- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в |

|срок? |

|3. Вопросы о погашении кредита |

|- как клиент предполагает погашать кредит |

|- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного |

|цикла |

|- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита |

|- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |

|- каково их финансовое положение? |

|4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита |

|- каков вид обеспечения |

|- кто владелец обеспечения |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.