связи с которыми он состоял.
Наконец, значительные сложности порождаются инфляцией, искажающей
показатели, характеризующие возможности погашения ссудной задолженности
(это относится, например, к показателям оборачиваемости капитала и
отдельных его частей – активов, основного капитала, запасов), и
неодинаковой динамикой объема оборота (из-за опережающего роста цен на
реализуемую продукцию) и оценкой остатков (основных средств, запасов).
Итак, получить единую, синтетическую оценку кредитоспособности
заемщика с обобщением цифровых и нецифровых данных нельзя. Для обоснованной
оценки кредитоспособности помимо информации в цифровых величинах нужна
экспертная оценка квалифицированных аналитиков.
В то же время сложность оценки кредитоспособности обусловливает
применение разнообразных подходов к такой задаче – в зависимости как от
особенностей заемщиков, так и от намерений конкретного банка-кредитора. При
этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не
исключают, а дополняют друг друга. Это значит, что применять их следует в
комплексе.
Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и
многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды
в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает
изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут
повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности
заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном
объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов
взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных
обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.
Все это обуславливает необходимость оценки банком не только
платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его
финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой
устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям
позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать
прибыль.
По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает
в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика
на предварительной стадии переговоров.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить
заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде:
- цель
- размер кредита
- на какой срок
- предполагаемое обеспечение.
К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты,
служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины
обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их
тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как
представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает
вывод о перспективности сделки.
В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных
документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие
документы:
- Нотариально заверенные копии учредительных документов компании
заемщика.
- Финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за
последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает
структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и
убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и
расходах компании, чистой прибыли, ее распределения (отчисления в резервы,
выплата дивидендов и т.д.)
- Отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении
балансов компаний за два отчетных периода и позволяет определить изменения
различных статей и движение фондов. Отчет дает полную картину использования
ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых
поступлений.
- Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально
финансовое положение заемщика, изменение ее потребности в ресурсах в
течении года, поквартально или помесячно
- Данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует
много времени. Однако банку - кредитору могут потребоваться данные
оперативного учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для
руководства компании - заемщика. Эти документы касаются текущих операций и
продаж, величины запасов и т.д.
- Прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж,
расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности,
оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности,
капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает
прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий
период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование
денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
- Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной
информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие
документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет
обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
- Бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием
начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой
документации. В этом случае компания - заемщик предоставляет в банк
подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта
и методах его осуществления. В частности, документ должен включать:
- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке
(включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.
- отраслевой и рыночный прогноз (описание рынков, других компаний,
которые предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны
конкурентов);
- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению
продукта на рынке и т.д.);
- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей
силе, оборудовании и т.д.)
- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);
- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс
на пять будущих лет).
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который
после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком -
владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют
кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но
и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить
профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их
оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы
кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании
- заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах,
представляющих интерес для банка - кредитора.
Практика ведущих банков показывает, что ознакомительная беседа с
потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в
определенной последовательности (см. табл. 1)
Таблица 1
Вопросы кредитного работника к
потенциальному заемщику
|1. Сведения о клиенте и его компании: |
|- какая правовая форма у компании |
|- когда она была учреждена |
|- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве |
|обеспечения |
|- подвержено ли это имущество порче |
|- каковы издержки по его хранению |
|- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций|
|(паев) он имеет |
|- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |
|- каков опыт и квалификация менеджеров |
|- прибыльна ли компания |
|- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний |
|- на каких условиях продается товар (услуга)? |
|2. Вопросы об испрашиваемом кредите |
|- на какую сумму клиент хотел бы получить кредит |
|- как им определена эта сумма |
|- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |
|- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок |
|службы активов, финансируемых с помощью кредита |
|- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в |
|срок? |
|3. Вопросы о погашении кредита |
|- как клиент предполагает погашать кредит |
|- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного |
|цикла |
|- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита |
|- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |
|- каково их финансовое положение? |
|4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита |
|- каков вид обеспечения |
|- кто владелец обеспечения |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7