Рефераты. Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети

устаревшее оборудование. Поэтому банкам приходится вкладывать средства в

построение своих собственных систем связи.

3 Системы банк-клиент

1 Банковские услуги на дому

Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на

осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие

часы, и снизить расходы на их содержание. Затем появились услуги по

телефону. Примерно полтора года назад возник новый подход к взаимодействию

банка с клиентом - многие банки начали предоставлять банковские услуги на

дому с помощью специялизированных систем "банк-клиент". Сначала такие

услуги предоставлялись только по закрытым частным каналам. В настоящее

время ситуация меняется в сторону использования Internet. Сейчас наиболее

популярны смешанные решения.

Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых

возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее

данную услугу:

1. Банк предоставляет пользовательский интерфейс, сеть и наполнение

решения. При этом может использоваться система "банк-клиент",

разработанная самим банком или специализированной фирмой производящей ПО.

2. Посредник или провайдер услуг, например Intuit Services, берет на

себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то время,

как банк отвечает за наполнение.

3. Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае

интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в качестве сети

выступает Internet, а наполнение зависит от банка. Вообще говоря, через

узел Web финансовые институты могут предложить широкий спектр услуг.

Таких, например, как представление оперативной информации о финансовых

новостях, возможность управления счетами, электронная почта и удаленный

доступ к персональной финансовой информации.

Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или

разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к

ней своим клиентам.

С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-

клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные

изменения касаются организационной сферы деятельности. Система "банк-

клиент" позволяет всего лишь исключить из технологической цепочки обработки

финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента

в руки операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие

этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже

выполняются автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде

проходит абсолютно те же этапы обработки, предусмотренные существующей

банковской технологией, что и бумажный документ.

Не следует ожидать немедленной прямой выгоды от внедрения системы за

счет сокращения персонала или подобных мер. На первых порах эксплуатация

системы потребует денег, выделения техники и обучения сотрудников для ее

обслуживания. Возврат вложений происходит позднее и существенно зависит от

качества внедренной системы.

2 Преимущества системы "банк-клиент" перед традиционными способами

обслуживания

Для клиента банка подключение к системе "банк-клиент" зачастую

коренным образом меняет весь стиль его взаимоотношений с этим финансовым

институтом. Перечислим основные преимущества систем "банк-клиент" перед

традиционными способами обслуживания :

. У банка появляется возможность работать с клиентом практически

круглосуточно и при этом существенно сократить расходы на содержание

своих отделений.

. Клиент может осуществить платеж не выходя из офиса. С учетом

транспортных проблем в современных городах это существенно упрощает

процесс платежа. Более того, в более широком смысле это приводит к тому,

что клиент перестает быть территориально привязанным к обслуживающему

его банку. У него появляется возможность выбрать банк, который его

устраивает по качеству предоставляемых услуг, а не по степени

территориальной близости. В результате усиливается конкуренция между

банками, от которой в конечном счете выигрывают все - и банк, и его

клиенты.

. Вторым чрезвычайно важным для клиента следствием использования системы

"банк-клиент" оказывается появление у него строгой и надежной системы

реализации и учета его внешнего документооборота. Качественная система

"банк-клиент" позволяет автоматизировать практически весь документооборот

между банком и его клиентами. Зачастую эта система для предприятия

является первым современным инструментом, а для некоторых, и первым

средством внутренней автоматизации.

Оказывается, что почти весь спектр банковских услуг может быть

автоматизирован и реализован в виде электронного документооборота банка со

своими клиентами. Ограничения обусловлены лишь готовностью банка доверить

выполнение финансовых операций автоматизированной системе.

3 Телекоммуникационные средства для систем "банк-клиент"

Вообще говоря, существует множество систем телекоммуникации, пригодных

для использования в системе "банк-клиент". Для взаимодействия в режиме on-

line могут применяться: BBS (Bulletin Board System) - электронные доски

объявлений, World Wide Web (WWW) - Всемирная Паутина и целый ряд систем

электронной почты. Однако у каждой из них есть свои недостатки и

ограничения, затрудняющие их использование.

Вопрос выбора режима работы системы также далеко не прост. Системы,

работающие в режиме on-line, очень удобны при организации распределенного

доступа к информации. Однако, при отсутствии надежных и устойчивых каналов

связи (что, к сожалению, характерно для нашей страны) накладные расходы на

поддержание работоспособности распределенной системы возрастают настолько,

что их использование становится нецелесообразным. Кроме того, немаловажно,

что для эксплуатации on-line системы требуется в 5-10 раз больше физических

или виртуальных каналов, чем в off-line системах. При этом необходимо,

чтобы их пропускная способность была выше, чем в случае использования off-

line систем.

Сейчас можно встретить примеры использования практически любого вида

связи. Среди основных технологических решений следует отметить:

коммутируемые телефонные линии связи (в том числе систему "Искра-2" и

сотовые телефоны), сети Х.25 ("Спринт", "Инфотел" и т. д.), IP-сети (Relcom

Internet), спутниковые линии связи (например, систему SkyLink фирмы

Livewire Digital, работающую через систему спутников Inmarsat).

Среди систем электронной почты следует отметить две, для которых

существуют четкие международные стандарты: SMTP (почта сети Internet) и

Х.400. Сеть Internet предназначена в первую очередь для передачи

некоммерческой информации, поэтому только Х.400 в полной мере отвечает

требованиям систем распределенного документооборота. Однако, не следует

забывать о существовании частных реализаций почтовых систем. Стандарты

описывают виды сервиса, предоставляемого клиентам, и протоколы

взаимодействия различных подсистем. А частная реализация может использовать

лишь некоторые необходимые виды сервиса и при этом вполне удовлетворять

потребности конкретной прикладной системы.

Для достижения требуемой надежности доставки сообщений в группе

стандартов Х.400 есть специальный документ, описывающий правила обмена

информацией между абонентами почтовой системы. Он называется "Электронный

обмен данными" (Electronic Data Interchange, EDI) и имеет обозначение

Х.435. Его функция - обеспечение надежной транспортировки электронных

документов от одной прикладной системы к другой, с соблюдением их

целостности и конфиденциальности.

Нельзя не отметить такой важной возможности, как использование

Internet в качестве среды передачи данных для систем "банк-клиент". Этот

вопрос будет подробно рассмотрен ниже (пункт 5.3)

4 Провайдеры систем электронного документооборота

Может показаться, что банку, имеющему большое число пользователей

системы "банк-клиент", выгодно эксплуатировать собственную

телекоммуникационную систему. На самом деле это не так. Оказывается, что

целесообразно воспользоваться услугами специализированной фирмы-провайдера.

Причины, по которым банку выгоднее использовать средства связи,

предоставляемые независимым провайдером таковы:

. Рост числа клиентов требует постоянного увеличения количества и качества

линий связи. Считается, что для обеспечения удовлетворительного времени

соединения нагрузка на одну телефонную линию не должна превышать 30

абонентов. Провайдер может обеспечить ровно столько линий связи, сколько

необходимо в данный момент.

. Обслуживание удаленных клиентов требует подключения к сетям Х.25. В

большинстве случаев в России используется связь с помощью двух сетей:

"Спринт" и "Инфотел" или "Роснет", однако и это не всегда гарантирует

возможность надежного доступа для клиента.

. Система предъявляет жесткие требования к надежности всех ее компонент. В

случае построения собственной телекоммуникационной системы, как правило,

приходится резервировать все элементы системы: телефонные линии,

компьютеры, и телекоммуникационное оборудование, что естественно повышает

ее стоимость.

Итак, для функционирования системы "банк-клиент" желательно наличие

провайдера, то есть независимой фирмы, предоставляющей сервис электронного

документооборота. В результате у банка отпадает необходимость в создании

собственного телекоммуникационного подразделения. Кроме того, обе стороны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.